Компьютерная информационная
гиперсреда
Фактически
все основные процессы взаимодействия современных средств массовой информации со
своей аудиторией укладываются в рамки упрощенной модели коммуникации,
характерной для традиционных средств массовой информации (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель коммуникационных
процессов традиционных СМИ
В основе
коммуникационной модели традиционных СМИ лежит процесс «один ко многим», при
котором фирма передает информацию группе потребителей, используя средство
коммуникации. В зависимости от выбора этого средства информация может быть
представлена в статическом (текст, графика) и/или динамическом (аудио, видео изображение,
анимация) виде. Главной особенностью, лежащей в основе взаимодействия
традиционных средств массовой информации с потребителями, является отсутствие
интерактивного взаимодействия.
Рис. 2.
Модель коммуникации с использованием информационной среды
Эта модель
подчеркивает, что первоначальное общение происходит не между отправителем и
получателем информации, а скорее между пользователем и некой средой,
коммуникационным пространством, причем оба участника диалога являются как
отправителями, так и получателями информации. Internet в данном случае представляет собой
многонаправленную коммуникативную модель «многие ко многим», в которой каждый
абонент сети имеет возможность обращаться к другим отдельным абонентам или
группам либо от своего имени, либо от имени группы.
В модели
данного типа средством коммуникации является распределенная компьютерная сеть,
а информация, может быть представлена как обычным способом, так и в виде
средств гипермедиа. В рамках данной модели интерактивное взаимодействие
возможно как с другими пользователями Internet (межличностное взаимодействие),
так и с самой средой непосредственно (взаимодействие со средой), причем
последний вид является превалирующим. Благодаря этому, передатчик информации
одновременно является и ее потребителем. Информация не просто передается от
отправителя к потребителю, но и сама среда создается и видоизменяется под ее
воздействием и уже в новом преобразованном виде воспринимается всеми ее
участниками. Internet при этом становится не просто местом моделирования
реальной среды, а ее альтернативой и основой для построения новой виртуальной сферы
ведения коммерции.
Представленная
модель охватывает широкий диапазон возможных видов коммуникационного
взаимодействия. Основные из них:
пользователи, при помощи
навигационного программного обеспечения, могут взаимодействовать со средой Internet
и исследовать информационное содержание WWW;
пользователи могут представлять
информацию о себе, своих потребностях, участвовать в обсуждении различных
вопросов, высказывать свое мнение и т. д.;
фирмы могут взаимодействовать со
средой Internet, что дает возможность осуществить контакт как между ними, так и
с информацией, представленной в сети;
фирмы могут представлять информацию о
себе в среде Internet при помощи собственного web-сайта или за счет размещения
информации на других web-серверах;
пользователи и фирмы могут напрямую
взаимодействовать друг с другом, например, посредством электронной почты,
телеконференций или непосредственно в IRC.
Из
перечисленного становится ясно, что коммуникационная модель «многие ко многим»
включает в себя модели «один ко многим» и «один к одному», что значительно
расширяет возможности общения, как для фирм, так и для потребителей,
участвующих в процессе коммуникации.
Отметим две
возможности реализации коммуникационной модели взаимодействия «один к одному» в
Internet. В первом случае пользователь исследует web-сервер для достижения
именно своих целей. Так как цели у всех различны, то и пути навигации по
web-серверу являются уникальными, как и получаемая ими информация. Более
высокий уровень реализации модели возможен при представлении web-сервера в
уникальном виде для каждого пользователя, то есть за счет персонификации
представления web-сайта, что достижимо при использовании файлов cookie,
полученной ранее анкетной информации или образа предыдущих посещений web-сервера.
Наряду с
отмеченными отличиями укажем еще на одно. Коммуникационная модель традиционных
средств массовой информации не содержит контура обратной связи, в то время как
модель среды Internet включает в себя ярко выраженные обратные связи. Примерами
реализации их с потребителями могут быть электронная почта, данные о
регистрации пользователей, файлы cookie, подписка или регистрация на
web-серверах. Наличие обратных связей значительно повышает эффективность
использования коммуникативного средства взаимодействия и возможности фирмы
адекватно реагировать на события, происходящие во внутренней и внешней среде,
тем самым, повышая ее конкурентоспособность.
Посредством
представленных коммуникационных моделей были описаны основные направления
циркуляции информации, тем самым показано главное преимущество Internet,
заключающееся в возможности интерактивного взаимодействия в его среде. С другой
стороны при сравнении традиционных СМИ с Internet встает вопрос, кто является
инициатором информационного взаимодействия.
В отличие
от пассивной, как бы «нисходящей» к потребителю модели маркетинга, в Internet
становится возможным осуществить такое сотрудничество поставщиков и клиентов,
при котором именно последние занимают активную позицию. При этом они сами могут
становиться поставщиками, в частности, поставщиками информации о своих
потребностях.
С этой точки зрения традиционные
средства массовой информации (телевидение, радио и т. д.) реализуют push-модель
доставки информации потребителям, в которой те играют пассивную роль и обладают
только достаточно ограниченной возможностью выбора каналов информации.
Представляемая информация обычно спонсируется фирмами, поэтому доступ к
информации либо бесплатный (обычное телевидение, радио), либо предоставляется
за незначительную плату (кабельное телевидение, журналы, газеты и т. д.). Такая
модель создает взаимовыгодную ситуацию для всех ее участников: СМИ получают
доход за представление информации (от фирм-рекламодателей и потребителей),
фирмы получают доступ к потребителям, использующим СМИ, потребители получают
доступ к информации и развлечениям (новости, спорт, отдых и т. д.).
Схематическое изображение push-модели аналогично модели, изображенной на рис. Pull-модель доставки информации потребителям.
В противоположность традиционным СМИ,
реализующим push-модель доставки информации, в основе Internet лежит
pull-модель (рис. Pull-модель
доставки информации потребителям), в которой информация предоставляется по запросу. Эта
особенность среды Internet связана с активной ролью потребителей, обусловленной
контролем над поиском информации за счет различных поисковых и навигационных
механизмов. Это ставит перед фирмами, использующими Internet как среду
коммерции, сложную задачу, заключающуюся в необходимости приложения максимума
усилий для привлечения пользователей, и требует от них более пристального
внимания к потребностям покупателей, новым подходам и современным технологиям.
Рис.3. Pull-модель доставки информации
потребителям
В Internet
также существует возможность реализация push-модели, применяемой традиционными
СМИ. Например, она лежит в основе услуг, предоставляемых службой списков
рассылки. Пользователь один раз подписывается на получение информации по
интересующей его тематике, а затем с определенной периодичностью получает ее по
электронной почте.
Наблюдая за
развитием технологий среды Internet, можно констатировать, что оно происходит
путем синтеза push- и pull-моделей. Благодаря высокой функциональности Internet,
всегда будет существовать возможность навигации пользователей в целях поиска
необходимой информации или каких-либо ресурсов. С другой стороны, они всегда
будут иметь возможность выбора интересующих их источников информации и
возможности дальнейшего автоматического получения от них интересующих сведений
- новостей, обзоров и т.д.
Гипермедиа
- это новая философия представления информации и доступа к ней. Ее концепция
базируется на модели информационного пространства, представленного в виде
графа, узлы которого содержат информацию, а семантические связи представлены
дугами графа. Информация, хранящаяся в истинной системе гипермедиа, должна быть
представлена всеми возможными формами, которые может воспроизвести современный
компьютер. Таким образом, посредством гипертекстовых связей, лежащих в основе
компьютерной гиперсреды, гипермедиа совмещает в себе радио (аудио), телевидение
(динамическое изображение), прессу (текст, рисунки, фотографии) и компьютер
(видеотерминал).
Важной
чертой коммуникационной модели Internet является понятие эффекта присутствия,
характеризующего процесс общения клиента с окружающей средой, состоящей из
обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т. п., и среды,
создаваемой компьютерными гиперсредствами.
Соотношение
степеней воздействия на клиента этих двух составляющих определяет степень
эффекта присутствия.
Следует
отметить, что эффект присутствия по своей природе в большей степени связан с
интерактивным общением и с самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением
через нее. Важным свойством среды при этом является ее «прозрачность» для
клиента, которая при персональном общении позволяет протекать диалогу наиболее
естественно, а при общении с гиперсредой позволяет последней реализовать в
полной мере присущие ей свойства «виртуальной реальности».
2. Связь между абонентами Internet
В
последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Internet
в реальном режиме времени. Увеличившаяся скорость передачи данных и возросшая
производительность компьютеров дают пользователям возможность не только
обмениваться текстовыми сообщениями в реальном времени, но и осуществлять
аудио- и видеосвязь.
В Internet
существуют тысячи серверов Internet Relay Chat (IRC), на которых реализуется
интерактивное общение. Любой пользователь может подключиться к такому серверу и
начать общение с одним из посетителей этого сервера или участвовать в
коллективной встрече.
Простейший
способ общения - разговор (chat) - это обмен сообщениями, набираемыми с
клавиатуры. Пользователь вводит сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в
окне, которое одновременно видят все участники встречи.
Если
компьютеры собеседников оборудованы звуковой картой, микрофоном и наушниками
или акустическими колонками, то можно обмениваться звуковыми сообщениями.
Однако «живой» разговор одновременно возможен только между двумя собеседниками.
Для того
чтобы видеть друг друга, то есть обмениваться видеоизображениями, к компьютерам
должны быть подключены видеокамеры. Обычные аналоговые видеокамеры подключаются
к специальным видеоплатам, а цифровые камеры — к параллельному порту
компьютера.
Интерактивное
общение на серверах Internet может быть реализовано в форме обмена текстовыми
сообщениями, аудио- или видеоконференций.
Для
организации интерактивного общения необходимо специальное программное
обеспечение (например, программа NetMeeting, которая входит в состав Internet
Explorer).
В
последние годы большую популярность приобрело интерактивное общение через
серверы ICQ (эта трехбуквенная аббревиатура образована из созвучия слов «I seek
you» — «Я ищу тебя»).
Электронная
почта (e-mail) - наиболее распространенный сервис Internet, так как она
является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не
требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
3. Сайты. Создание web-страниц
Публикации
во Всемирной паутине реализуются в форме Web-сайтов, общую классификацию
которых можно представить в виде схемы, изображенной на рисунке 5. Web-сайт по
своей структуре напоминает журнал, который содержит информацию, посвященную
какой-либо теме или проблеме. Как журнал состоит из печатных страниц, так и
Web-сайт состоит из компьютерных Web-страниц.
Рис. 4. Классификация web-сайтов
Сайт
является интерактивным средством представления информации. Интерактивность
сайта обеспечивают различные формы, с помощью которых посетитель сайта может
зарегистрироваться на сайте, заполнить анкету и так далее.
Обычно
сайт имеет титульную страницу (страницу с оглавлением), на которой имеются
гиперссылки на его основные разделы (Web-страницы). Гиперссылки также имеются
на других Web-страницах сайта, что обеспечивает возможность пользователю
свободно перемещаться по сайту.
Web-сайты
обычно являются мультимедийными, так как кроме текста могут содержать
иллюстрации, анимацию, звуковую- и видеоинформацию.
Web-страницы
сайта могут содержать динамические объекты (исполнимые модули), созданные с
использованием сценариев на языках JavaScript и VBScript или элементов
управления ActiveX. Расположенные на сайте управляющие элементы (например,
кнопки) позволяют пользователю запускать те или иные динамические объекты.
Создание
Web-сайтов реализуется с использованием языка разметки гипертекстовых
документов HTML. Технология HTML состоит в том, что в обычный текстовый
документ вставляются управляющие символы (тэги) и в результате мы получаем
Web-страницу. Браузер при загрузке Web-страницы представляет ее на экране в том
виде, который задается тэгами. Основные теги для создания web-страниц представлены в приложении 2.
Основными
достоинствами HTML-документов являются:
·
малый
информационный объем;
·
возможность
просмотра на персональных компьютерах, оснащенных различными операционными
системами.
Для
создания Web-страниц используются простейшие текстовые редакторы, которые не
включают в создаваемый документ управляющие символы форматирования текста. В
качестве такого редактора в Windows можно использовать стандартное приложение «Блокнот».
Кроме того, существует много технологий, в которых основные действия по
созданию сайтов уже автоматизированы, остается лишь внести изменения в
соответствии со своей тематикой.
4. Познавательные и развлекательные
технологии Internet
В Internet
существуют десятки тысяч конференций или групп новостей (news), каждая из
которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется
свой почтовый ящик на серверах Internet, которые поддерживают работу этой
телеконференции.
Пользователи
могут посылать свои сообщения на любой из этих серверов. Сервера периодически
синхронизируются, то есть обмениваются содержимым почтовых ящиков
телеконференций, поэтому материалы конференций в полном объеме доступны
пользователю на любом таком сервере.
Файловые
серверы поддерживают многие компании — разработчики программного обеспечения и
производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств.
Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно
распространяемым (freeware) или условно бесплатным (shareware) и поэтому,
«скачивая» тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских
правах на программное обеспечение.
Для
удобства пользователей многие серверы файловых архивов (freeware.ru,
www.freesoft.ru, www.download.ru) имеют Web-интерфейс, что позволяет работать с
ними с использованием браузеров.
Таким
образом, для передачи по компьютерным сетям мультимедиа файлов в стандартных
цифровых форматах требуются линии связи с высокой пропускной способностью, а
воспроизведение файлов возможно только после их предварительной загрузки на
локальный компьютер.
Для
прослушивания и просмотра мультимедиа файлов непосредственно в процессе их
получения из сети в режиме реального времени были разработаны специальные
методы, реализующие технологию потокового сжатия, передачи и воспроизведения
звуковых и видеоданных.
Принцип
сжатия основан на удалении психофизиологической избыточности передаваемой
звуковой или видеоинформации, то есть на удалении некоторых избыточных для
человека частот в звуковом или видеосигнале, которые он все равно не воспринимает.
Например, если воспроизводится громкий звук на частоте 1000 Гц, то более слабый
звук на частоте 1100 Гц уже не будет слышен человеку; если в изображении
имеются очень яркие точки, то соседние точки человек «не видит».
5. Реклама в Internet
Важной
составляющей электронной коммерции является информационно-рекламная
деятельность. Многие фирмы размещают на своих Web-сайтах в Internet важную для потребителя информацию (описание товаров и услуг,
их стоимость, адрес фирмы, телефон и e-mail, по которым можно сделать заказ, и
др.). Существуют специализированные серверы,
предоставляющие потребителю систематизированную (по видам товара, производителям, ценам и др.) информацию об определенной группе товаров. Например, на
сервере www.newman.ru содержится информация
о ценах на все виды компьютерного оборудования, которые предлагают различные фирмы в
Москве.
Реклама в Internet реализуется
с помощью баннеров (от английского слова «banner» — «рекламный
заголовок»). В Internet баннер представляет собой небольшую
прямоугольную картинку, на которой размещается реклама Web-сайта или Web-страницы.
Баннеры могут быть как статическими
(показывается одна и та же картинка), так и динамическими
(картинки постоянно меняются). Щелчок по баннеру мышью приводит к
переходу на соответствующий сайт или страницу, где можно более подробно
узнать о том, что рекламирует баннер.
Баннеры размещаются на
сайтах либо на платной основе, либо путем обмена. Использование
системы обмена баннерами, которая связывает между собой множество
сайтов и позволяет им рекламировать друг друга, повышает посещаемость
каждого из них.