Рынки информационных ресурсов
Виды
деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов, поддержанием
их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, средств связи, средств
копирования информации объединяют в понятие информационной индустрии..
Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в
сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация,
компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, и
пользуемые в информационных технологиях.
Структуры,
которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды
услуг:
·
непосредственный
доступ к базам данных - режим on-line;
·
пакетный доступ к
базам данных - режим off-line;
·
в виде баз данных
на дискетах и компакт-дисках;
·
в виде
консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов;
·
в виде обучения
доступу к мировым информационным ресурсам.
Указанные
виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно
дополнять друг друга.
В качестве
поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие
структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они
именуются информационными корпорациями, информационными агентствами,
информационными службами, информационными центрами.
Становление
рынка электронной информации сопровождалось также специализацией (разделением
труда) организаций, занимающихся информационным обслуживанием. Сформировалось
три группы информационных служб:
·
центры-генераторы
(производители информации) - специализируются на добыче информации,
формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии;
·
центры
распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами,
занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных,
поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами;
· информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.
Годом рождения информационного рынка в
России считают 1991г. Появление рынка в РФ обусловлено тем, что были созданы
мировые телекоммуникационные вычислительные сети (ТВС)
Современный
информационный рынок можно разделить на четыре области:
1. электронная информация,
2. электронные сделки,
3. системы сетевых коммуникаций,
4. программное обеспечение.
В
свою очередь рынок электронной информации состоит из 4 секторов:
1.
деловая
информация (Эта информация о рынке ценных бумаг, котировки валют, рынке товаров,
капиталов, услуг, а также инвестициях и ценах.)
2.
юридическая
информация (включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п.)
3.
информация
для специалистов(профессиональная информация и доступ к первоисточникам)
4.
массовая
или потребительская информация (информация служб новостей и агентств,
потребительская информация, пресса и др.)
Рынок электронных сделок включает системы банковских и
межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования
товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными,
который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. Рынок
программного обеспечения – все виды программной продукции и их обслуживание. Системы
сетевых коммуникаций – электронная почта, телеконференции, электронные сетевые
доски объявлений и др., системы ТВС.
К
наиболее предоставляемым услугам распространения относят:
·
телекоммуникационные
услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями
одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и
телесеминарах; выдача копий сообщений по запросу абонента),
·
информационные
услуги (поиск информации по запросам в справочных системах),
·
консультационные
услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по
технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы
с компьютером и техническими средствами),
·
технические
услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование
техники и программ),
·
рекламные
услуги.
Технологии Internet в бизнесе
Предпринимательство
всегда использовалo достижения информатики для получения быстрой и достоверной информации.
Это связано с самой его сущностью. Постепенно, роль информатики в бизнесе все
время возрастала. Появился информационный бизнес. И настало время, когда стало
невозможным провести границу между бизнесом и информатикой. Более того,
появились технологии бизнеса, в которых роль информатики стала принципиально
важной. Возникли информационный менеджмент, электронная подпись, электронная
почта, электронная торговля, электронные деньги, электронные документы, электронный
маркетинг, электронные офисы, электронные рынки.
Развитие электроники
привело к созданию новых секторов рынка:
·
продажа компьютеров;
·
реализация электронных
компонентов и, в первую очередь - интегральных схем (ИС);
·
предложение программного
обеспечения (ПО);
·
построение информационных
сетей;
·
предоставление
широкого спектра услуг, связанных с проектированием, ремонтом и эксплуатацией
оборудования;
·
обучение новым
специальностям и технологиям.
Информационные
технологии в предпринимательстве выполняют большое число функций, например:
·
получение информации
о рынке и его анализ;
·
оптимизация
планирования работы предприятий, организаций и управления их деятельностью;
·
выполнение
основных деловых операций;
·
сбор и подготовка
информации для принятия управленческих решений;
·
контроль и
координация работы подразделений и сотрудников;
·
обеспечение связи
с партнерами.
Электронная коммерция в Internet (e-commerce) — это коммерческая
деятельность в сфере рекламы и распространения товаров и услуг
посредством использования сети Internet. Одной из
самых быстроразвивающихся областей электронной коммерции является
хостинг (от английского слова host —
сервер), то есть услуги по размещению информации во всемирной
паутине. Хостинг включает в себя предоставление дискового пространства для размещения Web-сайтов
на Web-сервере, предоставления доступа к ним по каналу связи с определенной пропускной способностью, а
также прав администрирования сайта.Широкое
распространение в Internet получила электронная торговля.
Серьезная тенденция сегодняшнего дня
состоит в возрастании роли информационных потоков, имеющих
важнейшее значение для совершенствования процессов взаимодействия
между производителями и потребителями продукции.
Каналы распределения и их
функции. Для характеристики договорных и
коммуникативных связей субъектов распределительной сети используется
понятие канала распределения.
Канал распределения —
это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или
помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от
производителя к потребителю. От выбранного канала зависят скорость, время, эффективность движения и качество
поставки товара от производителя к
конечному потребителю.
Будущее многих рынков, в том числе и
местных, российских, неминуемо связано с электронными формами
представительств фирм. Отечественная экономика берет курс на
прозрачность, и компании, смотрящие в будущее, так или иначе начнут пользоваться
средствами Internet.